Экологическая тропа

10.12.2014 14:00

Экологическая тропа Разнообразен окружающий  мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача взрослых. В дошкольном возрасте закладываются основы бережного отношения к природе. Вот уже второй год наш детский сад работает по экологическому образованию. Поэтому мы  создали экологическую тропинку на территории дошкольной  организации. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на природу, ближайшее окружение .

   На экологической тропе нами были определены видовые точки: "Отдельно стоящие деревья"; «Белоснежка-яблоня; «Старый пень"; "Цветник";"Птичий столбик".

 Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. На тополях развесили кормушки для пернатых обитателей. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. Они подобраны так, что  одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, пололи, опрыскивали.

Одни и те же объекты  мы с ребятами  посещаем много раз,  в разные сезоны года. На тропе мы с ребятами нашей группы проводим наблюдения, игры, занятия, экскурсии: «Времена года» «Что в пакете?» (ищем воздух), «Угадай по описанию», «Кто тут живет?», «Отгадай животное», «Наши помощники», «Что для пользы?», «Тепло — холодно», «С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Ходит, плавает, летает» «Звери наших лесов.  Валеологические игры: «Можно и нельзя», «Да и нет» и другие.

На тропинке с ребятами занимались воспитатели, учитель-логопед, дефектолог,  свои впечатления об увиденном дети выражали  на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

  Экологическая тропа позволяет  продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для коррекционной работы и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

   Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На организованной нами тропе, мы с ребятами играли с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

Во время игр и занятий на экологической тропинке используем элементы фольклора, речевки, считалочки, скороговорки, чистоговорки:

 Мы собрались во дворе, Дело было в сентябре. 
Раз, два, три, четыре, пять, Мы решили поиграть. Сколько будет два плюс три? Если знаешь, то води.

 Из ковша водичка льётся, так прозрачна, холодна. Если постоит на солнце, то нагреется она.
Лесу, сёлам, городам каждый день нужна вода. На Земле есть водопады, океаны и моря.
Только делать так не надо, чтоб лилась водичка зря. Чтоб могла водичка течь, надо нам её беречь.

 Есть у лета цвет любой: для неба – ярко-голубой, для листьев – интересный,
А для цветов – чудесный! Для солнышка – лучистый, Для капель – серебристый,
Для травушки – целебный, Для радуги – волшебный, Для бликов солнечных – смешной,
Для ветра – лёгкий, озорной, Для дней он – светлый, длинный, Для ночи – соловьиный,
Для ягод – ароматный, Для вечера – приятный, Для утречка – рассветный,
Для луга – разноцветный. Так какого цвета лето? Лето – сказочного цвета!

При заучивании у детей формировались навыки  использования интонационных средств выразительности речи, т.е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

 Часто на экологической тропе используем  художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводились беседы, задавались вопросы. Всё это способствовало  обогащению речевого материала, закреплению навыков правильного звукопроизношения, развивались психические процессы.

Материал и формы работы мы подбирали разнообразные, меняли, всегда находили что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для ребят.

 После похода по тропе мы с ребятами делали зарисовки, выставки, альбомы.

 Во время путешествия по экологической тропе: дети играли, экспериментировали, наблюдали, рассказывали о своих впечатлениях, тем самым тренировали и развивали мышление, речь, память. Ребятишки с радостью отправляются на прогулку по экологической тропе. И уже самостоятельно отмечают изменения произошедшие на ней.

Педагоги старшей группы «Д»