Интегрированные физкультурно-речевые занятия как средство коррекционно-развиваюшей работы

13.12.2012 11:23

 

Не секрет, что движение это жизнь. В нем заложено не только здоровье, но и огромный потенциал личности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки.

     Все воспитанники старшей группы нашего детского сала  имеют речевые диагнозы: общее недоразвитие речи первого, второго уровней и третьего уровня.     

     Диагностика речевого развития,  проводимая по методике Волковой Г. А. в сентябре 2010 года, показала, что из 18 детей низкий уровень речевого развития у 68% детей, среднему уровню соответствуют 32% детей, на высоком уровне речевого развития нет ни одного ребенка.

     У дошкольников  отмечались различные двигательные нарушения: нарушение равновесия - у 48% детей, координации движений - у 36% , недифференцированность движений пальцев рук -  у 80% воспитанников. Такие дети быстро пресыщаются любым видом деятельности. У них наблюдается заторможенность и вялость. Утомление сказывается на поведении детей, их самочувствии, им трудно сохранять работоспособность, многие проявляет двигательное беспокойство, нетерпеливость.  Практически у всех воспитанников отмечается низкий уровень речевой  и двигательной памяти и понимания словесных инструкций, контроля за собственной деятельностью, часто дети   не замечают своих ошибок, теряют конечную задачу, легко отвлекаются,  их внимание неустойчивое.  При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

     Одним из средств организации коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи являются интегрированные  физкультурно-речевые занятия. Проблема организации таких физкультурно-речевых занятий  рассматривалась Кирилловой Ю.А., Лебедевой М.Е., Жидковой Н.Ю.  Данные авторы считают, что «успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии организации с детьми интегрированных занятий включающих физкультурную и музыкально-ритмическую  деятельность детей».

     Для  повышения качества образования  нами  была сформулирована цель: коррекция речевого развития детей с общим недоразвитием речи через интеграцию  двигательной, игровой, музыкально-художественной и коммуникативной  деятельности.

     Мы разработали  систему    занятий, на которых   решались   задачи речевого, психического  и физического развития детей силами специалистов детского сада: инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.

      В основу разработки этих занятий  был положен ряд основных принципов:

- естественное стимулирование двигательной, речевой и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;

- оздоровительный характер (упражнения направленные на  всестороннее оздоровление и укрепление организма ребенка);

- адекватность физической нагрузки  индивидуальным, возрастным особенностям ребенка;

- индивидуализация (учет поведения детей  в двигательной деятельности, особенности  здоровья и психофизического развития).

     На каждом отдельном  занятии решались задачи речевого и физического развития воспитанников:

- оздоровление ребенка, формирование полноценных двигательных навыков (устранение некоординированных, скованных, недостаточно ритмических движений):

- развитие и коррекция речи и познавательных процессов;

- воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни;

- развитие речевого и физиологического дыхания;

- развитие тонких движений пальцев рук;

- развитие внимания и памяти;

- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей;

- контроль над грамматической правильностью речи детей;

- развитие и совершенствование словесно-логического мышления как одной из функции речи.

     Структура занятий строилась так, что в одну сюжетную линию вплетались различные игровые задания, дидактические и развивающие игры, упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие дыхания, координацию речи с движением, элементы мнемотехники, загадки, потешки, прибаутки, считалки,  подвижные, хороводные игры, игры на развитие коммуникативной компетентности, специализированные компоненты музыкального и физкультурного занятий.

  Значительное место на интегрированных  занятиях занимали упражнения на развитие «ручной умелости», так как доказано, что недостатки речи тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики. Перед вводной частью проводилось пальчиковое упражнение или пальчиковая игра объединенная сюжетом с лексической темой логопедического занятия (тема логопедического занятия «Мебель», пальчиковая игра на физкультурном занятии «Много мебели в квартире»).  Практикуем   самомассаж, оказывающий тонизирующее воздействие на центральную нервную систему: общий, точечный, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. В содержание занятий входили специальные упражнения для глаз,  коррекции отрицательных эмоций. По ходу занятия выполнялись задания на расслабление по контрасту с напряжением («Мягкое кресло – деревянный стул»), при этом обращалось внимание, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Подбирались упражнения  разной амплитуды и скорости.  Одновременно дети исполняли  стихи, что стимулировало речь и активизировало артикуляцию и силу голоса. Предлагались  дыхательные упражнения в образном оформлении («Дровосек», «Дятел», «Строители»), чтобы детям были более понятны их действия при  вдохе и выдохе. Особое место на интегрированных занятиях отводилось речедвигательной гимнастике  ( «Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем…», «Мы веселые матрешки, на ногах у нас сапожки»…»  и др.).  Освоению каждого упражнения способствовали музыка и стихотворные строчки, которые позволяли  выполнять  упражнения в определенном ритме, координируя речь и движения.  На начальном этапе разучивались слова, шаги, движения; на втором этапе  отрабатывались движения под фортепианную музыку; на заключительном этапе была организованна  работа над синхронностью выполнения движений под аудиозапись.

   Безусловно, одним из  важных средств физического воспитания на интегрированных занятиях  являлись подвижные игры, так как  эти игры  сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Результатом диагностического обследования воспитанников в мае 2011 года стало положительное качественное изменение физического развития  детей.

Низкий уровень физического развития – у 16%, средний уровень физической подготовленности  -  у 54%, высокий уровень – у 30%  дошкольников.

У детей улучшилась координация движений, ориентировка в пространстве. Внимание стало более концентрированным, они научились самостоятельно ставить задачу и находить наиболее рациональный способ её решения, правильно оценивать свои силы и возможности, осознанно и самостоятельно пользоваться определённым объёмом знаний, умений в различных изменяющихся условиях.

       Изменился и  уровень речевого развития.  Низкий уровень отмечен у 27% детей, средний  - у 51%, высокий  -  у 22% воспитанников.

     В ходе целенаправленного комплексного обучения дети овладели разнообразными формами общения со сверстниками и взрослыми, были готовы к совместным действиям с окружающими, имели разнообразный активный словарный запас.

     Таким образом, проведение интегрированных физкультурно-речевых занятий, как средства коррекционно-развивающей работы обеспечило развитие и коррекцию двигательной сферы, сенсорных способностей детей с речевыми патологиями, содействовало  устранению речевых нарушений и обеспечило социализацию каждого ребенка, позволило более эффективно решать оздоровительные, воспитательно-образовательные и коррекционные задачи в организации двигательной деятельности детей с речевыми нарушениями.

Пугачева Т.С. - инсруктор по физической культуре.

 

 

Литература 

1.     Буренина А.И.  описание музыкально-ритмических композиций (к методике «Ритмическая мозаика»). СПб., 1993Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР  4 – 7 лет. – Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005.

2.     Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М., 1999

3.     Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., 2003.

4.     Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007.

5.     Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР  4 – 7 лет. – Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005.                                                                                                                                                                              

6.      Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. – Санкт-        

      Петербур «Издательство союз», 2000   Петербур «Издательство союз», 2000

7.      Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.

8.      М.А. Рунова Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми

     5 – лет. – М. «Просвещение», 2006