Программа по развитию графомоторной координации

12.01.2015 16:10

Среди детей дошкольного и младшего школьного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Трудности в овладении графомоторными навыками испытывают не только дети с нарушением речи, но и у определенного количества детей, процесс психического развития которых в целом протекает успешно.

 Младший школьный и старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка. Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные движения руками.

 При наличии таких трудностей ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторные умения (способ удерживания карандаша (ручки, фломастера и т.п.), силу нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.), а также обусловливающие успешность овладения ими (зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировка в пространстве, зрительно-двигательную координация и др.).

 Хорошие условия для упражнений создают занятия рисованием. Однако их направленность на получение результата - изображения, отражающего представления и впечатления ребенка от окружающего мира не представляет возможности полностью формировать тот специфический вид графических действий, которые связаны с выполнением контурного изображения, написанием букв или буквоподобных элементов.

 Скоординированные и свободные движения рук требуют дифференцированной работы мозга.

 И. П. Павлов: «. .. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

 

Двигательная область коры головного мозга расположена рядом с речевым центром. Моторная координация движений и близкое соседство речевой зоны оказывает влияние на развитие речи через тонкие движения рук.

 Чем большее число связей задействовано между клетками мозга, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка. Чем он меньше, образование таких связей проходит легче и быстрее. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях мы проводим, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.

 

Используя рисунки – трафареты на занятиях, дети проявляют интерес к копированию рисунков. Детям предоставляется возможность самостоятельно дорисовать свои рисунки. На своих занятиях использую методику М. Богданович и А. Зарина.

 Рисунок – трафарет помещаем в файл или ламинируют. На таких листочках фломастеры на водной основе легко оставляют след, проводя по линии. Лист с рисунком- образцом можно располагать в разных положениях: на стене, ребенок копирует его стоя; на столе, ребенок копирует стоя или сидя.

 При работе с трафаретами соблюдаем последовательность в работе.

 1. Восприятие рисунка, узнавание изображения, ассоциирование с реальными объектами (На что похоже), можно дополнительно разгадать загадку.

 2. Проведение указательным пальцем по контуру рисунка-трафарета для создания двигательного образа изображения.

 3. Воспроизведение рисунка-образца движением пальца или двумя пальцами левой и правой руки в воздухе, чтобы почувствовать ритм движения, т.е. создать кинестетический образ рисунка, который лежит в основе выполнения графического изображения.

 4. Копирование рисунка-образца в разных положениях (сидя, стоя) с последующим обсуждением результатов деятельности.

 Кроме копирования рисунка можно использовать и другие виды графических работ:

 - штриховка или раскрашивание рисунка,

 - дополнение своего рисунка новыми элементами,

 - самостоятельное рисование рисунков по образцу,

 - перевод изображения через копирку на бумагу, затем рисунок раскрашиваем или дорисовываем,

 - создание картин из рисунков – образцов.

 

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

 

Знакомство с пальчиковой гимнастикой

 

Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.

 

Ход занятия

 

Вводная беседа.

 Ребята, я думаю, что всем вам хочется хорошо или отлично учиться. А именно красиво, правильно и аккуратно писать. Для этого необходимо уметь применять свои знания и самое главное - уметь учиться. Занятия будут проводиться необычные. Мы будем играть нашими пальчиками, работать одновременно двумя руками. На занятиях разовьете зрительное внимание, воображение, научитесь ловко обращаться с карандашом и ручкой, разовьете координацию движений пальчиков. Через несколько занятий вы сможете удивлять своих родителей и знакомых.

 Для занятий у каждого из вас должны быть альбом, цветные карандаши, простой карандаш, ручки с цветными пастами.

 

 

Пальчиковая гимнастика.

 «Пальчики просыпаются» Правая рука в кулаке. (Выполняем ведущей рукой). Поочередно разгибаем пальцы руки, начиная с большого пальца, при этом считаем раз, два, три, четыре, пять. (3 раза).

 «Пальчики засыпают» Поочередно сгибаем пальцы руки, начиная с большого под счет раз, два, три, четыре, пять. (3 раза).

 

Работа с трафаретами. 

Трафарет № 1      

 

 

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.

 2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.

 3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).

 4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.

 5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

 

По этим дорожкам, которые вы нарисовали, будут бегать зверьки, а кто, догадайтесь сами.

 

Графический диктант.

 Загадка:

 

Этот зверь живет лишь дома.

 С этим зверем все знакомы.

 У него усы, как спицы.

 Он, мурлыча, песнь поет,

 Только мышь его боится…

 Угадали? Это… (кот)

 

Диктант: от начальной точки одна клетка вправо, одна клетка вниз, две вправо, одна вверх, одна вправо, две вниз, пять вправо, две вверх, одна влево, одна вверх, две вправо, восемь вниз, одна влево, две вверх, одна влево, две вниз, одна влево, две вверх, три влево, две вниз, одна влево, две вверх, одна влево, две вниз, одна влево, три вверх, одна влево, четыре вверх, соединяем в начальной точке.

 Ответ: см. рисунок.Графический диктант "Кот"          

 

 

Свой рисунок дополняем элементами, раскрашиваем или штрихуем.

 После выполнения задания, дети оценивают свою работу.

 

 

8888888888888888888888888888888888888888888888888888888888          

 

Пальчиковая гимнастика

 

Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.

 

Ход занятия

 

Пальчиковая гимнастика.

 

«Пальчики просыпаются» Правая рука в кулаке. (Выполняем ведущей рукой). Поочередно разгибаем пальцы руки, начиная с большого пальца, при этом считаем раз, два, три, четыре, пять. (3 раза).

 «Пальчики засыпают» Поочередно сгибаем пальцы руки, начиная с большого под счет раз, два, три, четыре, пять. (3 раза).

 «Пальчики здороваются» Кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным (упражнение выполняется одновременно левой и правой рукой). Выполнение данного упражнения сочетается с чтением наизусть потешки:

Пальчик-мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил.

 С этим братцем щи варил.

 С этим братцем кашу ел.

 С этим братцем песни пел.

 

Работа с трафаретами.

Трафарет № 2

 

 

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.

 2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.

 3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).

 4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.

 5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

 

Сегодня по этим дорожкам пробегутся животные, которые живут в Австралии. А поможет в этом загадка:

Кто-то в сумке носит спички,

 Кто-то важные вещички,

 Кто-то книжки и игру,

 А детишек - …(кенгуру).

 

Графический диктант.

 

 

Диктант: от начальной точки одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вверх, одна вправо, четыре вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вниз, одна влево, две вниз, две вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, одна вниз, одна влево, две вниз, две влево, одна вниз, две вправо, одна вниз, четыре влево, одна вверх, одна влево, одна вверх, одна влево, одна вниз, одна влево, одна вниз, три влево, соединяем в начальной точке. Графический диктант "Кенгуру"                                                                                                                               

                                                                                            

 

 

 Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки:

 - не выходить за контуры рисунка,

 - соблюдать параллельность линий,

 - не сближать штрихи, они должны быть на равном расстоянии,

 - направление штриховки выбираем сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

 - можно штриховать в одной фигуре в разных направлениях, разными цветами.

 

После выполнения задания, дети сами оценивают свою работу.

 

 

88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

 

Графический диктант по клеткам «Жираф»

 

Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.

 

Ход занятия

 

Пальчиковая гимнастика.

 

 Внимание, девочки!

 Внимание, мальчики!

 Приготовьте ваши ручки,

 Разомните пальчики.

 

«Пальчики просыпаются» Правая рука в кулаке. (Выполняем доминантной рукой). Поочередно разгибаем пальцы руки, начиная с большого пальца, при этом считаем раз, два, три, четыре, пять. (3 раза в быстром темпе).

 «Пальчики засыпают» Поочередно сгибаем пальцы руки, начиная с большого под счет раз, два, три, четыре, пять. (3 раза в быстром темпе).

 «Пальчики здороваются» Кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным (упражнение выполняется одновременно левой и правой рукой). Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. При чтении первой строчки большими пальцами проводим вращающие движения. Выполнение данного упражнения сочетается с чтением наизусть потешки:

Пальчик-мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил.

 С этим братцем щи варил.

 С этим братцем кашу ел.

 С этим братцем песни пел.

 Поочередное выполнение «козочка» и «зайчик» правой рукой.

 

Работа с трафаретами.

Трафарет № 3             

 

 

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.

 2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.

 3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).

 4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.

 5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

 

Сегодня по нашим дорожкам будут ходить животные, которые живут в Африке.

 

Графический диктант.

 

Загадка:

Он высокий и пятнистый,

 С длинной – длинной шеей.

 И питается он листьями –

 Листьями деревьев. (Жираф.)

Диктант: от начальной точки 1 клетка вверх, на уголок вправо, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок, 1 влево, 1 вверх, на уголок влево, 8 вниз, 1 влево, 5 вверх, 5 вниз, 1 влево, 5 вверх, 3 влево, 5 вниз, 1 влево, 4 вверх, 1 вниз на уголок влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 7 вверх, 1 влево, 1 вверх на уголок влево, соединяем в начальной точке.Графический диктант "Кенгуру"                                                            

 

 

 

 

 Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки:

 - не выходить за контуры рисунка,

 - соблюдать параллельность линий,

 - не сближать штрихи, они должны быть на равном расстоянии,

 - направление штриховки выбираем сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

 - можно штриховать в одной фигуре в разных направлениях, разными цветами.

 

После выполнения задания, дети сами оценивают свою работу.

 

88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

 

Графический диктант по клеткам «Собака»

 

Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.

 

 Ход занятия

 

Пальчиковая гимнастика.

 

 Внимание, девочки!

 Внимание, мальчики!

 Приготовьте ваши ручки,

 Разомните пальчики.

 

«Пальчики просыпаются» Правая рука в кулаке. (Выполняем доминантной рукой). Поочередно разгибаем пальцы руки, начиная с большого пальца, при этом считаем раз, два, три, четыре, пять. (3 раза в быстром темпе).

 «Пальчики засыпают» Поочередно сгибаем пальцы руки, начиная с большого под счет раз, два, три, четыре, пять. (3 раза в быстром темпе).

 «Пальчики здороваются» Кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным (упражнение выполняется одновременно левой и правой рукой). Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. При чтении первой строчки большими пальцами

 проводим вращающие движения. Выполнение данного упражнения сочетается с чтением наизусть потешки:

 

Пальчик-мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил.

 С этим братцем щи варил.

 С этим братцем кашу ел.

 С этим братцем песни пел.

 

 Поочередное выполнение «козочка» и «зайчик» правой рукой.

 «Пчелка» Указательным пальцем правой руки (доминантной), остальные находятся в кулачке, проводим вращательные движения по кругу (вначале по часовой стрелке , затем против) с проговариванием чистоговорки:

 Пчелка села на цветок,

 Пьет она душистый сок.

 

Работа с трафаретами.

Трафарет № 4

 

 

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.

 2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.

 3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).

 4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.

 5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

 

Сегодня по нашим дорожкам будут ходить животные, которые живут рядом с нами.

 Графический диктант

 Загадка:

 Заворчал живой замок,

 Лег у двери поперек. (Собака).

 

Диктант: от начальной точки 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединяем в начальной точке.

 Ответ: см. рисунок.Графический диктант "Кот"                                           

 

 

 Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки:

 - не выходить за контуры рисунка,

 - соблюдать параллельность линий,

 - не сближать штрихи, они должны быть на равном расстоянии,

 - направление штриховки выбираем сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

 - можно штриховать в одной фигуре в разных направлениях, разными цветами.

 

После выполнения задания, дети сами оценивают свою работу.

 

88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

 

Работа с трафаретами

 

Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.

 

Ход занятия

 

Пальчиковая гимнастика.

 

Внимание, девочки!

 Внимание, мальчики!

 Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

 

«Пальчики просыпаются»

 «Пальчики засыпают

 «Пальчики здороваются»

 Пальчик-мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил.

 С этим братцем щи варил.

 С этим братцем кашу ел.

 С этим братцем песни пел.

 Поочередное выполнение «козочка» и «зайчик» правой рукой.

 «Пчелка» Указательным пальцем правой руки (доминантной), остальные находятся в кулачке, проводим вращательные движения по кругу (вначале по часовой стрелке, затем против) с проговариванием чистоговорки:

 Пчелка села на цветок,

 Пьет она душистый сок.

 «Крыша»

 Построили пчелки крышу. Подушечки пальцев сомкнуты, пальцы разведены друг от друга. См. рисунок «крыша».

 Проверим, как построили «крышу». Большие пальцы раздвигаем в сторону, затем смыкаем. Затем указательные и т.д.

 «Замок» См. рисунок. Дети сплетают пальцы обеих рук.

 «Стук в замок». Пальцы находятся в «замке». Ладони раздвигаем в стороны, затем резко сближаем, получается приглушенный стук.

 

 Работа с трафаретами.

Трафарет № 5

 

 

 1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.

 2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.

 3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).

 4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.

 5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

 

Графический диктант

 Загадка:

Она всегда сбегает,

 А фокус очень прост:

 Ей в этом помогает

 Ужасно хитрый хвост. (Ящерица.)

 

Диктант: от начальной точки 2 клетки вверх на уголок вправо, 2 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 9 вправо, 2 вниз на уголок вправо, 1 вниз, 5 вниз на уголок влево, 1вверх, 4 вверх на уголок вправо, 1вверх, 2 влево, 2 вниз, 2влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 3 влево, 1 вниз на уголок влево, 4 влево, 1 вверх, соединяем в начальной точке.

 Ответ: см. рисунок.Графический диктант "Ящерица"                                  

 

 

 Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки.

 

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

 

Графический диктант «Носорог»

 

Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.

 

 Ход занятия

 

Пальчиковая гимнастика.

Внимание, девочки!

 Внимание, мальчики!

 Приготовьте ваши ручки,

 

Разомните пальчики.

 

«Пальчики просыпаются»

 «Пальчики засыпают

 «Пальчики здороваются»

 Пальчик-мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил.

 С этим братцем щи варил.

 С этим братцем кашу ел.

 С этим братцем песни пел.

 Поочередное выполнение «козочка» и «зайчик» правой рукой.

 «Пчелка» Указательным пальцем правой руки (доминантной), остальные находятся в кулачке, проводим вращательные движения по кругу (вначале по часовой стрелке, затем против) с проговариванием чистоговорки:

Пчелка села на цветок,

 Пьет она душистый сок.

 «Крыша»

 Построили пчелки крышу. Подушечки пальцев сомкнуты, пальцы разведены друг от друга. См. рисунок «крыша».

 Проверим, как построили «крышу». Большие пальцы раздвигаем в сторону, затем смыкаем. Затем указательные и т.д.

 «Замок» См. рисунок. Дети сплетают пальцы обеих рук.

 «Стук в замок». Пальцы находятся в «замке». Ладони раздвигаем в стороны, затем резко сближаем, получается приглушенный стук.

 «Кто стучался?» Пальцы находятся в «замке». Поочередно поднимаем пальцы, начиная с больших, и удерживаем вверху.

 «Паутинка». Это паучок плел паутинку. Большой палец правой руки соединяем с указательным пальцем левой руки. А указательный палец правой руки соединяем с большим пальцем левой руки. Плетем «паутинку». Размыкаем указательный палец правой руки и поднимаем вверх на 180 градусов оба пальчика. Размыкаем большой палец правой руки и также поднимем вверх на 180 градусов. Таким образом плетем «паутинку».

 

 

 Работа с трафаретами.

Трафарет № 6

 

 

 1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.

 2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.

 3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).

 4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.

 5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

 

 

 Графический диктант

 Загадка:

 На носу рога торчат,

 Неприветлив, мрачен взгляд,-

 Очень вспыльчив, очень строг

 Африканский … (носорог).

 

Диктант: от начальной точки 2 клетки вниз, 1 клетка вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1вниз, 2 клетки вниз на уголок вправо, 7 вправо, 3 клетки вниз на уголок вправо, 1 влево, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх, 7 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 клетки вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок влево. 1 вправо, 2 влево, 1 клетки вверх на уголок вправо, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, соединить в начальной точке.

 

 Ответ: см. рисунок.Графический диктант "Носорог"                                   

 

 

 Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки.

Зом. зав. по ВМР Головных В.И.