Физическая культура в детском саду

20.11.2014 13:40

     Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с  детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется  развитию ловкости, силы и выносливости. Чтобы обеспечить здоровье ребенка, вводится обязательная физическая культура в детском саду.

     В нашем детском саду занятия по физической культуре проводятся 3 раза в неделю (в каждой группе), два в помещении и одно на улице.

   Для детей среднего дошкольного возраста, чтобы вызвать интерес, проводятся, как правило, занятия в игровой форме. Малыши превращаются то в птичек, то в мышек и даже в муравьёв, спешащих на помощь муравьишке, который попал   в беду. Часто на физкультурные занятия приходят гости – Матрёшка, Буратино, Петрушка, кошка, медвежонок … Воспитатели: Наталья Ивановна Петрова, Наталья Александровна Иванская, Ирина Васильевна Россова,  Наталья Геннадьевна Томшина берут на себе эти роли и умело  ведут игру. Детки даже не замечают, что Матрёшка это их любимый воспитатель и с большим удовольствием играют с ней.   Медвежонок в руках педагога, вовсе не  игрушка, а настоящий лесной житель, которого нужно научить подлезать под дугу, при этом прогибать спинку, а зайчонка учат быстро убегать от волка, ловко от него уворачиваться.

     Дети средних групп уже научились ходить колонной друг за другом, не отставая от впереди  идущего и не перегоняя. Научились находить своё место в строю.  Большинство малышей умеют правильно прыгать с места, в длину отталкиваясь двумя ногами одновременно, подбрасывать мяч вверх и ловить, не прижимая к себе, ходить по приподнятой плоскости, сохраняя равновесие.

     Помимо всего это дети усваивают различные виды ходьбы, опираясь на разные части стопы, разные виды бега.

     В старших и подготовительных к школе  группах детского сада упражнения становятся более сложными и разнообразными, и продолжительность физкультурных занятий увеличилась от 20 минут до 30 минут.

Во вводной части занятия  перед детьми ставлю проблему («Нужно перепрыгнуть через широкий ров», «Пройти по узкому канату») и обязательно даю время на  обсуждение способов её решения. Мобилизую внимание детей и ориентирую на конечную цель. В этом возрасте, особенно мальчикам,  нравятся строевые упражнения, они чувствуют себя настоящими солдатами на параде. Дети подготовительных групп  уверенно перестраиваются в две, три, четыре колонны, как при ходьбе, так и на месте, перестроение в круг, два круга, в колонну, шеренгу.   Выполняют повороты по команде «направо», «налево», «кругом»; расчет на «первый-второй-третий», «по порядку номеров» и др. Выполняют различные виды ходьбы и бега в разном темпе и при смене ведущего.

     На основную часть занятий приходится смысловая нагрузка, поэтому в ней предусматриваю образные физические упражнения, игры и упражнения оздоровительной направленности, обучение основным видам движений, спортивные и подвижные игры, эстафеты.

     В заключительной части  снижаю  физическую нагрузку, привожу организм ребенка в относительно спокойное состояние, и подвожу итоги занятия.

     Активными помощниками на моих занятиях, конечно, являются воспитатели -  Любовь Николаевна Николаева, Анна Анатольевна Наумова, Елена Витальевна Шалаева, Юлия Викторовна Брухаль, Елена Анатольевна Николаева, Татьяна Николаевна Неудачина, Альбина Юрьевна Смолина. Они следят за качеством выполнения упражнений, по мере необходимости обеспечивают страховку детям, организовывают  индивидуальную работу,  помогают располагать инвентарь и др.

     Передо мной стоит задача развивать и старших дошкольников такое важное физическое качество, как ловкость. И лучший путь для развития это качества – игровые задания, где движения  выполняются в сложных, часто меняющихся условиях. Этому требованию отвечают игры-эстафеты. Для детей эти игры являются наиболее увлекательной  формой двигательной активности. Эстафеты развивают координацию движений, точность, быстроту, находчивость, равновесие. Часто меняющееся расположение препятствий, смена способов выполнения заданий повышает интерес детей, стимулирует проявление различных свойств ловкости. Детей увлекает разнообразие движений и соревновательный характер. У каждого ребёнка возникает возможность проявить себя.

     Во время игр-эстафет учу детей уступать, следовать общим требованиям, подчинять свои желания правилам. При этом стимулирую активность каждого ребёнка. У детей воспитывается  не только здоровый дух соперничества, но и чувство коллективизма и взаимопомощи.

     Командное первенство проходит по принципу «Чья команда выполнит быстрее и лучше?» Такой вид соревнований воспитывает чувство ответственности перед товарищами, создаёт общность интересов, уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи.

    Так как эмоциональная насыщенность во время таких игр высокая, поэтому на протяжении всего времени регулирую эмоциональную нагрузку, приучаю детей проявлять чувство меры, не допускаю излишнего озорства.

    При подведении итога в конце соревнования начинаю с проигравшей команды. Чтобы сгладить переживания детей соперники  жмут друг другу руки. Вместе с педагогами подбадриваем детей, вспоминаем их успехи и строим планы на дальнейшие победы. Детей учу переживать неуспехи и справляться с негативными эмоциями. Не смотря ни на что, ребята  очень любят такие игры- соревнования.

    Таким образом,  физкультурные занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисциплинированных людей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро уверенно в соответствии с поставленной задачей.

                                                                    Татьяна Пугачёва: инструктор по ФК