Игры для развития речи и мышления дошкольников

10.03.2015 10:09

Для развития речи и  мышления ребенка необходимо помнить, что игра с мамой — са­мый радостный и комфортный способ познать мир.

Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и на­стольные, со словами и геометри­ческим материалом.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фло­мастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще во­дите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.

Ограничивайте время просмот­ра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под ру­кой должно быть достаточно ма­териалов для чтения и рассматривания картинок.

Четвертый лишний

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предме­тов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребен­ком и предлагаете определить, ка­кие подходят друг к другу и мож­но ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и по­чему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюд­це, тарелка и яблоко; медведь, ло­шадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попроси­те назвать известных ему живот­ных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к об­щему понятию, но отличающими­ся (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра пред­назначена для развития логиче­ского мышления дошкольника.

 

Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем

Оригинальность игры заклю­чается в том, что взрослый пред­лагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадыва­ют простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играю­щие меняются местами. Если ма­лыш успешно справляется с зада­нием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последо­вательных событий (например, «проснулся — встал — умылся — позавтракал» и т.д.).

В другом варианте игры мож­но рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это разви­вает воображение, фантазию, на­ходчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Потерявшаяся  игрушка

Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время убери­те одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поме­няйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увели­чивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложни­те задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предме­тов (например, из детского лото).

Предложите сыну или дочке запомнить последовательность рас­положения игрушек на столе (ка­кая за какой стоит). Затем неза­метно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

Такая, на первый взгляд, про­стая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.

Найди  тайник

Нарисуйте на бумаге план ком­наты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажи­те на плане место ее расположе­ния. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно де­лать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

Игра поможет развитию логи­ческого мышления, пространствен­ной ориентации и умения действо­вать по определенной схеме.

Игры с буквами

Если ребенок уже знаком с бук­вами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет сло­во, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким за­канчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные сло­ва по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» сто­ит в начале, в конце или в середи­не. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал зада­ние и проверял его выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по до­роге в детский сад или в магазин.

Кляксы

Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоеди­ниться к этому «безобразию». Та­кое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмо­циональной разрядке. А главное — вы вместе, вы рядом.

С.В. Рудакова, учитель-дефектолог