Патриотическое воспитание и коррекция речи детей средствами произведений сибирских авторов

13.12.2012 11:36

 

В последнее время возрастают запросы родителей на предоставление образовательных услуг  детям с ограниченными возможностями здоровья. Это связано, в первую очередь с тем, что число таких  детей и детей-инвалидов, неуклонно растет.  Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая  обеспечивала бы  условия и равные с обычными детьми возможности для воспитания и обучения, социальной  адаптации.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), представленной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым  инклюзивному образованию отводится особая роль: « Новая школа – это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов.  Будут учитываться возрастные особенности детей, по-разному организовано обучение в начальной, основной и старшей ступени». 

При этом  развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от сложившейся системы специального образования.

Создание такой новой школы ставит  перед педагогами, в том и числе и дошкольными,  задачу изменения привычных, складывающихся десятками лет представлений  о формах  и содержании  обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2009 году в нормативно–правовом обеспечении  системы дошкольного образования в России произошли серьёзные изменения.  Были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,   в которых обозначено, что «основные  образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности,  адаптации личности  к жизни в обществе». На современном этапе содержание образования должно обеспечивать  «формирование духовно-нравственной личности».

Для реализации этой задачи педагогическим работникам необходимо разработать эффективную систему по воспитанию нравственных качеств, усвоению этических норм, и патриотическому  воспитанию дошкольников.

 Актуальность проблемы патриотического воспитания в том, что данный процесс необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс  осознания себя в окружающем мире.

В рамках решения этой проблемы возникла необходимость поиска новых подходов к решению задач успешной коррекции нарушений речи.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, может служить  средством  коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста нашего детского сада, проводимая по методике Волковой Г. А. в сентябре 2010 года, показала, что низкий уровень речевого развития у 39% детей, среднему уровню соответствуют 50% и только 11% детей находятся на высоком уровне речевого развития. При общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование каждого из компонентов речевой системы. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной сторон речи, несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей с общим недоразвитием речи сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Для выявления уровня сформированности патриотических представлений нами был разработан опросник, вопросы которого легли в основу бесед с детьми.

Низкий уровень сформированности патриотических представлений у 61 % детей, средний у 39%, высокого уровня нет ни у одного ребёнка.

Необходимо отметить, что многие дети не знают названия нашей страны, затрудняются назвать свой адрес и улицу,  на которой живут,  не знают названия реки,  протекающей по нашему городу.  Кроме того,  дети с общим недоразвитием речи  путают понятия «город» и «страна», «река» и «озеро». В результате нарушения фонетической стороны речи дети испытывают затруднения в назывании и правильном употреблении слов. Они не знают природных особенностей родного края, не могут назвать достопримечательности и исторические места родного города.

Поэтому перед нами встали следующие задачи:

- формирование навыков построения связных монологических высказываний;

- обучение лексико–грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами  родного языка;

- развитие диалогической речи;

 - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

 - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн  и понимание их значения символики;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения семьи, города.

Действенным средством для решения поставленных задач является художественная литература. Художественная литература позволяет ребёнку проникнуть в мир чувств героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами, побуждает к установлению причинно-следственных связей, позволяет узнать о неизвестном, учит восхищаться добрыми поступками т. д. В тоже время необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности.

Мы разработали  систему коррекционно – развивающих занятий по воспитанию патриотических чувств и развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи  через чтение  произведений сибирских авторов.

В основу этой работы легли  базовые положения логопедии:

 - о характере речевого и психофизического развития детей с речевой патологией Л. С. Волковой,  Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной,  Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой и др.;

– о процессе формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи В.П. Глухова (особенности связной монологической речи детей с речевыми нарушениями, содержание и методические приёмы коррекционной работы с такими детьми).

 Для этого мы использовали произведения сибирских авторов Марка Сергеева, Валентина Распутина, Михаила Трофимова, Светланы Волковой и других. Эти люди хорошо знают Сибирь, её  природу и животный мир.  Их произведения захватывают различные стороны психики ребёнка: воображение, чувства, волю, развивают сознание и самосознание, формируют мировоззрение.

В системе работы использовались произведения усольских авторов О. Чуйкиной, В. Астапенко, которые воспевают любовь к своему городу, уважение к людям труда. 

При подборе произведений особое внимание обращали на познавательность содержания,  доступность лексического и грамматического материала текста.

Нами подобраны  художественные произведения по лексическим темам, кроме того, определены разные виды речевой деятельности. Например, при изучении темы «Грибы, ягоды» дети пересказывали  с изменением главных действующих лиц рассказ «Ягоды» В. Распутина, а стихотворение «Кедровка» М. Сергеева заучивали с элементами драматизации, когда шла лексическая тема «Птицы сибирской тайги».

При работе над художественными произведениями много внимания уделяли пополнению и активизации словаря. Тем более,  что сами произведения служат прекрасным материалом для работы над лексической стороной слова.

Работа по развитию словаря осуществлялась в основном в процессе разбора текста. Знакомясь с произведениями сибирских авторов,  развивали и совершенствовали навыки образования и употребления грамматических форм. Учились правильно строить предложение, синтаксически грамотно оформлять его. Так,  занятие по отгадыванию авторских загадок Марка Сергеева позволило более углублённо поработать над сложноподчинёнными предложениями, ведь чтобы объяснить и доказать свою точку зрения просто необходимо было пользоваться в речи таким видом предложений.

Кроме того,  самобытный, оригинальный язык произведений, таких как сказка «Лиса и выдра», повесть В. Астапенко «Стёпка Буркин» позволили  организовать работу над диалогом, поработать над  интонацией, эмоциональной окраской текста. Поэтому мы использовали  игры – драматизации,  рассказывание по ролям, ведь театрализация текста помогает дошкольникам осмыслить ситуацию, наполнить её действием, слово приобретает конкретное содержание, обогащается словарный запас ребёнка, развивается связная речь и то же время формируется эмоциональное отношение к происходящему.

Таким образом, воспитание патриотических чувств, осуществлялось  в сочетании с другими задачами (задачами по развитию связной речи, грамматического строя, обогащения  и активизации словаря).

Диагностика, проведённая в мае 20011 года показала, что уровень речевого развития изменился. Низкий уровень отмечен у 17%, средний уровень у 45%, высокий уровень у 38% воспитанников.

В ходе целенаправленного комплексного  обучения дети овладели языковыми средствами и речевыми навыками построения связного развёрнутового высказывания. У большинства из них сформирован навык пересказа, составления рассказа по аналогии. Значительно увеличился активный словарь. Дети научились отбирать необходимые языковые средства и правильно употреблять их в своей речи.

Изменился  уровень патриотических представлений детей. Об этом свидетельствуют результаты диагностики (май 2011 года):  низкий уровень у 22% детей, средний уровень у 44%, высокий у 33%. Дети без труда называли страну,  в которой живут,  свой

 города и его достопримечательности, живо эмоционально вступали в диалог.

 Высокая заинтересованность ребят  на занятиях  и продуктивность их деятельности свидетельствовали об  интересе   к  художественным  произведениям к явлениям родной культуры, сюжетам  сказок.

Проведённая нами коррекционно-развивающая работа позволяет сделать вывод о том, что задачи патриотического воспитания и развития речи  необходимо решать комплексно и  художественная литература занимает в этом процессе одно из главных мест.

Такое педагогическое воздействие обеспечивает высокий уровень развития  речи, а значит  и более лёгкую степень адаптации к школьной жизни дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

учитель-логопед Пыжова И. О.