Сопряжённая гимнастика артикуляционного аппарата и кистей рук, что это такое? И как её проводить

08.05.2015 13:12

В  логопедической работе при постановке и автоматизации звуков активно используются упражнения артикуляционной гимнастики, которые включают задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определённых положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков. Для более эффективного проведения артикуляционных упражнений   используются традиционные упражнения артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук. Совместные (одновременные) движения руки и органов артикуляционного аппарата позволяют в более короткие сроки поставить и автоматизировать звуки у детей младшего и среднего дошкольного возраста и тех детей, которые только начинают работу с учителем-логопедом. Помимо всего этого следует отметить развитие гибкости и пластичности органов артикуляционного аппарата у детей, а так же это способствует развитию координации движений и мелкой моторики, переключаемости, распределению внимания, саморегуляции и включению детей в работу на занятии.

Вначале  дети  учатся  сочетать движения органов артикуляции с движениями одной руки  и только потом, постепенно вводятся  в работу обе руки.

№п/п

совместные движения

описание

1.

н/челюсти и рук

Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты;

на  счёт «один» челюсть опускаем, раскрывая рот , при этом большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх,  показывает уровень раскрытия рта; язык лежит свободно, кончик  языка у нижних резцов;

на счёт «два» открытое положение рта фиксируется;

на счёт «три» - рот закрыт.

2.

губ и рук

Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты;

на  счёт «один» плотно сомкнутые губы вытягиваются вперёд, при этом пальцы собраны вместе;

на счёт «два» губы растягиваем в «улыбку»; пальцы большой и указательный показывают расстояние между ними;

упражнения требуют повторения несколько раз подряд.

 

Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты;

на  счёт «один» плотно сомкнутые губы вытягиваются вперёд, при этом пальцы собраны вместе;

на счёт «два» губы уходят попеременно то влево, то вправо, через чередование с исходным положением, вытянутые губы вперёд.

 

Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты;

на  счёт «один» плотно сомкнутые губы вытягиваются вперёд, при этом пальцы собраны вместе;

на счёт «два» губы делают круговые движения в разных направлениях.

3.

мышцы языка и руки

Рот открыт, язык находится у н/зубов;

на  счёт «один»  - язык  поднимается за верхние зубы;

на счёт «два» язык опускается  в исходное положение к нижним резцам; кисть руки выполняет все движения языка.

 

Рот открыт, язык находится у н/зубов;

на  счёт «один»  - язык  касается внутренней  стороны левой, а затем правой щеки- попеременно до 5-7 раз, нижняя челюсть неподвижна; указательный палец выполняет эти же движения.

 

 

Рот закрыт,  пальцы собраны в кулак;

на  счёт «один»  -высунуть напряженный  язык ;пальцы выпрямить

на счёт «два» язык  вернуть обратно; кисть руки сжать в кулак.

 

 

Рот приоткрыт, губы в улыбке;

Щёлкаем кончиком языка, при неподвижной челюсти; Большим и безымянны пальцами делаем щелчки

В дальнейшем продолжится  работу при изучении артикуляции гласных звуков: [А],[У],[О],[Ы],[Э].                                                                                                                                           

                                                                                                                           Учитель-логопед  Норцева Ирина Валентиновна