Сопряжённая гимнастика артикуляционного аппарата и кистей рук, что это такое? И как её проводить
В логопедической работе при постановке и автоматизации звуков активно используются упражнения артикуляционной гимнастики, которые включают задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определённых положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков. Для более эффективного проведения артикуляционных упражнений используются традиционные упражнения артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук. Совместные (одновременные) движения руки и органов артикуляционного аппарата позволяют в более короткие сроки поставить и автоматизировать звуки у детей младшего и среднего дошкольного возраста и тех детей, которые только начинают работу с учителем-логопедом. Помимо всего этого следует отметить развитие гибкости и пластичности органов артикуляционного аппарата у детей, а так же это способствует развитию координации движений и мелкой моторики, переключаемости, распределению внимания, саморегуляции и включению детей в работу на занятии.
Вначале дети учатся сочетать движения органов артикуляции с движениями одной руки и только потом, постепенно вводятся в работу обе руки.
№п/п |
совместные движения |
описание |
1. |
н/челюсти и рук |
Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты; на счёт «один» челюсть опускаем, раскрывая рот , при этом большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх, показывает уровень раскрытия рта; язык лежит свободно, кончик языка у нижних резцов; на счёт «два» открытое положение рта фиксируется; на счёт «три» - рот закрыт. |
2. |
губ и рук |
Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты; на счёт «один» плотно сомкнутые губы вытягиваются вперёд, при этом пальцы собраны вместе; на счёт «два» губы растягиваем в «улыбку»; пальцы большой и указательный показывают расстояние между ними; упражнения требуют повторения несколько раз подряд. |
|
Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты; на счёт «один» плотно сомкнутые губы вытягиваются вперёд, при этом пальцы собраны вместе; на счёт «два» губы уходят попеременно то влево, то вправо, через чередование с исходным положением, вытянутые губы вперёд. |
|
|
Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты; на счёт «один» плотно сомкнутые губы вытягиваются вперёд, при этом пальцы собраны вместе; на счёт «два» губы делают круговые движения в разных направлениях. |
|
3. |
мышцы языка и руки |
Рот открыт, язык находится у н/зубов; на счёт «один» - язык поднимается за верхние зубы; на счёт «два» язык опускается в исходное положение к нижним резцам; кисть руки выполняет все движения языка. |
|
Рот открыт, язык находится у н/зубов; на счёт «один» - язык касается внутренней стороны левой, а затем правой щеки- попеременно до 5-7 раз, нижняя челюсть неподвижна; указательный палец выполняет эти же движения. |
|
|
|
Рот закрыт, пальцы собраны в кулак; на счёт «один» -высунуть напряженный язык ;пальцы выпрямить на счёт «два» язык вернуть обратно; кисть руки сжать в кулак. |
|
|
Рот приоткрыт, губы в улыбке; Щёлкаем кончиком языка, при неподвижной челюсти; Большим и безымянны пальцами делаем щелчки |
В дальнейшем продолжится работу при изучении артикуляции гласных звуков: [А],[У],[О],[Ы],[Э].
Учитель-логопед Норцева Ирина Валентиновна