«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

21.04.2015 09:59

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. 

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе - недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму очень полезна методика, разработанная Т.В. Фадеевой.

Упражнение 1

Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2

Ладошки лежат на столе. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3

Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4

На столе лежит десять — пятнадцать карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5

Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение б

Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7

Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

 

        А.Л.Сиротюк предлагает упражнения для  развития межполушарного взаимодействия.  Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Некоторые из предлагаемых упражнений доступны и детям дошкольного возраста.  

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последова­тельно указательный, средний и т.д. Уп­ражнение выполняется в прямом (от ука­зательного пальца к мизинцу) и в обрат­ном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняет­ся каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак — ребро — ладонь. Три поло­жения руки на плоскости стола последо­вательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ла­донь ребром на плоскости стола,

рас­прямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, по­том — левой, затем — двумя руками вме­сте. Количество повторений — по 8—10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («ку­лак — ребро — ладонь»), произнося их вслух или про себя.

 3. Лезгинка. Левую руку сложить в ку­лак, большой палец оставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Пря­мой ладонью правой руки в горизонталь­ном положении прикоснуться к мизин­цу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 6—8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

4.Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. На­чать рисовать одновременно обеими ру­ками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки.

5.Ухо — нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за проти­воположное ухо. Одновременно отпус­тить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до на­оборот.

6.Змейка. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вы­вернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в уп­ражнении должны участвовать все паль­цы обеих рук.

В заключении хочется отметить, что наша задача состоит в том, чтобы создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

С.В. Рудакова, учитель-логопед