Дети и природа

15.11.2013 07:22

Богат и разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача взрослых. В дошкольном возрасте закладываются основы бережного отношения к природе. Через ознакомление ребёнка с природой происходит развитие речи, осуществляется коррекция сложных речевых расстройств и психических процессов. В связи с этим наш детский сад и выбрал эту тему  для работы в 2013 – 2014 учебном году.

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях, животных, условиях их жизни.

Умение ребёнка строить предложения различной структуры тесно связано с накоплением словарного запаса. Соответствующим образом через знакомство с природой происходит его формирование. Эстетическое восприятие природы и природных явлений вызывает у ребёнка положительные эмоциональные переживания, что ведёт к потребности передать посредством речи своё эмоциональное состояние. Связная речь является главным показателем уровня развития детской речи.

В повседневной  работе  широко используем разнообразные игры, которые способствуют развитию психических процессов, обогащению словаря. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных. Многие игры, связанные с природой («Зоологическое лото»», «Кто где живёт», «У кого кто», «Четвертый лишний», «Во саду ли в огороде», «В лесу, в поле»)  учат классификации. В них  с удовольствием играют Кирилл и Егор, Алёша Г. и Савелий, Эльнура и Катя.

     Предметные игры  («Создай орнамент», «Скульптор», «С какого дерева листок») с использованием различных предметов природы (семена, шишки, камешки, фрукты, овощи, листья, песок) способствуют формированию сенсорных предпосылок. Любителями таких игр стали Глеб, Вова, Кирилл, Ксюша, Егор, Софа.

     Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы. Игры  («Где больше?», «С какой ветки детка») с использованием разнообразных семян способствуют не только усвоению знаний о природе, но и развитию фонематического слуха у детей. Игры с песком  улучшают эмоциональное состояние ребёнка. Посредством работы с песком осуществляется самомассаж. Подвижные игры («Сова», «Хитрая лиса», «Перелёт птиц», «Утка, утка, утка, гусь», «»Медведь и пчёлы») помогают формировать речевую активность детей, закреплять поставленные логопедом звуки, нормализовать моторные функции. Настольно-печатные игры (лото, домино, разрезные картинки, парные картинки), словесные игры развивают у детей связную речь, обобщают и систематизируют у детей знания о природе.

Очень часто для коррекции звукопроизношения применяем чтение художественной природоведческой литературы (В. Бианки, Е. Чарушин, Д. Мамин-Сибиряк, М. Пришвин, Д. Ушинский, И. Соколов-Микитов, Е. Пермяк, А. Иванов, А. Пушкин, А. Фет, С. Есенин, А.Тютчев и др.).      Совместно с детьми были подобраны книги русских писателей о природе, которые с большим интересом рассматривают Ксюша, Кирилл, Ваня, Саша, Ульяна, Катя.

     Произведения, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость. Это помогает воспитывать бережное отношение к природе.

Развитие речи детей происходит в рассказах, беседах о природе. В рассказах изложение носит описательный характер. Он используется для создания у детей представлений о том или ином явлении природы, о природе в целом. В результате вызывает положительные эмоции. Побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.

            В уголке творчества Лия, Эльнура, Софа, Вова, Саша с увлечением  рисуют, лепят, мастерят,  используя трафареты, раскраски, семена, шишки, камешки и другой природный материал.

    Все игры, игрушки, книги и материалы находятся в доступном месте и любой ребёнок в любое время может заняться интересующим его делом.

     Глеб, Алеша Б., Эльнура, Лия с огромным желанием и удовольствием ухаживают за комнатными растениями. Они знают, что необходимо цветам для  жизни и развития, знают названия  питомцев зеленого уголка.

     Ульяна, Савелий, Кирилл, Софа не забывают отмечать сезонные изменения в календаре природы.

          Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа (специально разработанный маршрут в природу). Экологическая тропа позволяет решить практически все задачи экологического образования наших детей.  Ежемесячно всей группой мы отправляемся в поход по намеченному маршруту: детский сад (яблоня), кафе «Клумба» (берёза), кленовая аллея (клён), тополиная алея (тополь, пень)  институт (рябина), банк (ель и голубая ель), луг (лопух, крапива, подорожник, одуванчик), городское озеро.  Во время путешествия отмечаем  сезонные изменения в живой и неживой природе. Ребятишки с радостью отправляются на прогулку по экологической тропе. И уже самостоятельно отмечают изменения произошедшие на ней.

     И вам, уважаемые родители, рекомендуем использовать совместные прогулки для ознакомления с природой, так как  они дают возможность накопить у детей представления о различных  явлениях природы.   Играйте со  своими детьми в игры с природным материалом: песком, снегом, листьями. Чаще совершайте  поездки в лес, на речку ...  Учите   видеть и переживать красоту природы, формируйте  бережное и уважительное   отношение к ней.

Педагоги группы "Любознайки"