Детское эксперементирование
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский В.А.
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих событий. И задача для взрослых помочь детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность его развития. Ведь цель каждого взрослого – не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, понимать происходящие события. Дошкольник понимает и принимает мир в такой мере, в какой он становится его собственным. В нашей группе созданы условия для детского экспериментирования. Уголок познавательно – исследовательской деятельности пополнен следующим оборудованием:
приборы – помощники: лупы, песочные часы, магниты, микроскоп, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объёма и формы;
природный материал: камешки, песок, шишки, семена (природный материал собирала с детьми на экскурсии по экологической тропе).
Изготовлена картотека по экспериментированию, которая включает 75 опытов. Проводили занятие с элементами экспериментирования: «Поможем воде стать чистой». Ребята очищали воду разными фильтрами (ватой, тканью, бумажными салфетками) и в конце опыта сделали вывод, что фильтр – бумажная салфетка лучше очищает воду, чем ткань и вата. Такие занятия учат детей ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, сравнивать и делать выводы. Для развития фонематического слуха проводились эксперименты: «Источник звука и его распространение», «Где живет эхо?» «Звуки в воде», где дети учились сравнивать различные звуки, определять их источники, определяли отличие музыкальных звуков от звуков человеческой речи и звуков природы (шуршание осенних листьев, падающей воды и т. д.). Непосредственный интерес детей вызвали магниты. Главная «заслуга» магнитов состоит в том, что изучение их «поведения» и свойств, предоставляет широкие возможности для освоения детьми средств и способов познания мира: для выдвижения гипотез и их проверки с помощью магнита дети доставали скрепки из воды, не намочив руки. Юные исследователи путешествовали по группе, отыскивали предметы, которые притягивались к магниту. В процессе занятия «Относится ли растение к живым организмам?» дети доказывали опытным путём может ли растение дышать, как испаряется влага с листьев растений. Это способствовало развитию у детей мышления, познавательной активности, умению связно отвечать на вопросы, правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе и падеже. На экологической тропе в опыте «Что у нас под ногами?» ребята
устанавливали зависимость факторов неживой природы от живой, отметили, что почва имеет разный состав (песок, глина, питательные вещества: листья, части насекомых).
На прогулке рассматривали лупами ствол березы и определяли какое насекомое спряталось на зиму под корой. На экологическую тропу приходил гость – игрушка Дедушка АУ, который играл с детьми и задавал загадки о природе, а ребята ему рассказывали стихотворения о временах года, что им понравилось на экскурсии, какие проводили опыты. Ребятам очень нравится экспериментировать!
Воспитатели группы: Неудачина Т.Н., Смолина А.Ю.
Учитель-логопед: Чурина Е.Н.
Учитель-дефектолог: Ломинога Н.И.