Игры для развития мышления детей дошкольного возраста

14.05.2015 12:31

Мышление - обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления - аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления:

·         Наглядно-действенное мышление  интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

·         На основании наглядно-действенного мышления к 5 годам формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

·         К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

 

Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, мы предлагаем несколько игр, способствующих развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:

Игра «Вопрос – ответ»

Ребёнку задают вопросы, на которые он должен ответить. Примеры вопросов: «Что у птиц по два?», «Сколько хвостов у двух слонов?» и т.д.

Вам понадобится набор картинок с изображением «ответов».

 

Игра «Логическая цепочка»

Ребёнок выстраивает цепочку из повторяющихся элементов, ориентируясь на образец орнамента. (Геометрические фигуры; бусинки; пуговицы и др.)

 

Игра «Угадай, что спрятано»

Ребёнок опускает руку в «Чудесный мешочек» с различными предметами и отгадывает, что там спрятано. Можно предложить рассказать, каковы  предметы на ощупь.

 

Игра «Разложи по порядку»

Предложите ребёнку расположить предметы по возрастанию или убыванию степени проявления заданного свойства. (Набор мисочек, цилиндров, колец и др.)

 

Игра «Конструктор»

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Набор геометрических фигур.

 

Игра «Кто быстрее соберет пирамидку?»

Пирамидки с шестью цветными кольцами.

 

Игра «Кто, что любит?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

 

Игра «Назови одним словом»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

 

Игра «Классификации»

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, по какому-либо признаку.

 

Игра «Лишняя картинка»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

 

Игра «Бывает – не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; т.д.

 

Игра «Узнай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

 

«Раскладывание картинок по порядку»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

 

«Нелепицы»

Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

 

                                                                                   Рудакова С.В. – учитель-дефектолог

                                                                                   Окладникова Н.С. – учитель-логопед