Интегрированный метод обучения

07.11.2014 16:04

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.

Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

 

Вариативность использования интегрированного метода обучения

·                    Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы)

·                    Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое)

·                    Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса

·                    Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема

·                    Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления

Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием.

Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.

Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

·                    занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и так далее;

·                    комплексные блочно-тематические занятия;

·                    интеграция:

o        частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);

o        полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы).

Цели и задачи

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Задачи развития:

·                    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

·                    развитие познавательных способностей;

·                    развитие творческого воображения;

·                    развитие творческого мышления;

·                    развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

·                    вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

·                    активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

·                    формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

·                    формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

·                    развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

·                    формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

·                    развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 

Головных В.И.