Консультация для родителей «Фонематический слух – что это?»

26.02.2015 08:56

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ-это способность правильно слышать и узнавать звуки.  Фонематический слух и речевой слух - это  по сути  одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.  Фонематический слух  нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабо развитым фонематическим слухом не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с не опознанием того или иного признака, звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально и в дальнейшем к неправильному произношению слов  дом - «том", рак - «лак", лук - «люк", жук - «щук").

Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.

 К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания. Оказывается, что у ребенка из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем:  при обучении чтению и овладении  грамотой.  Трудности  в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слияния слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное, слоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушении процессов письма).  Если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то в дальнейшем к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера.   Делая частые и систематические ошибки ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение.  Через некоторое время он просто скажет,  что он не хочет ходить в школу, что ему не нравится учиться и т. д., будет потерян интерес к процессу обучения и возникновения  дизорфографии, письмо таких детей изобилует большим количеством ошибок,  при относительно хорошим усвоением правил русского языка.  Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители вовремя получили консультацию  логопеда по  настоящей проблеме.

Поэтому очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить сформирован ли у вашего ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение.

             Проверить фонематический слух можно и самим родителям: попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, су-зу, со-зо и т.д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком(из дифференцируемых), например: миШка-миСка,  Зайка-Шайка, Рак-Лак и т.д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук (например [С] ) поймай его, хлопни в ладоши:  а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале  слогов и слов
             Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования(по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж,сь-щ, ц-ч,с-ц,з-с; соноры:р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь,с-сь,и т.д.;звонкие и глухие:д-т, в-ф и т.д., в последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.
         Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным периодом является возраст до трёх лет. В это время родители, которые много и правильно (без сюсюканья) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух.  Те родители, которые считают, что ребёнок маленький, не умеет разговаривать, значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха. Фонематический слух даёт возможность научиться правильно, произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом слышит конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время, сравнивая его с образцом (речь окружающих).              

          По причине недоразвития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков.  Они слышат то, что сами произносят или то, что произносят другие люди очень приблизительно. Недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребёнка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.,

     Подводя итог всему сказанному выше. хочется отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать, если вы хотите чтобы ребёнку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение. Если ваш ребёнок заменяет близкие между собой звуки, значит, у него есть незначительное нарушение фонематического слуха, и вы сможете справиться сами с этой проблемой. В случае если ребенок смешивает далёкие между собой звуки, значит, у него более серьёзное нарушение фонематического слуха и лучше всего работать  над этим вместе с логопедом.

Норцева И.В., учитель-логопед