Консультация для родителей "Игры на узнавание неречевых звуков"

09.01.2014 14:15

В средней группе «Ромашки» находятся самые маленькие представители детского сада. Данный возраст  (4-5 лет) очень важен в становлении фонематического восприятия родного языка.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Мы предлагаем несколько самых первых упражнений для формирования фонематического слуха. Данные упражнения вызывают живой интерес у детей.  Ребята с удовольствием слушают и угадывают разные предметы по их звучанию, определяют направление звука, повторяют ритм звучания.

 

Упражнение 1

Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатул­ка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С по­мощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроиз­водит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

 

Упражнение 2

Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: каран­даш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Малышу предлагается без зри­тельной опоры определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрос­лого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в дру­гую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого про­изведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях зву­чание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до дости­жения стойкой дифференциации звучаний.

 

Упражнение 3

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала пред­лагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхи­вая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробоч­ке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограни­чивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

 

 

 

Упражнение 4

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (рит­ма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструмен­те (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.)  Расстояние между значками соответствует длительности пау­зы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

 

+

+

 

 

+

++

 

 

++

+

 

 

+

++

+

 

++

+

++

и т. д.

 

Рудакова С.В. -  учитель-логопед