Логопедическое пособие
В настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. С каждым годом дефекты речи становятся сложнее.
Дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют ребенка. А от повторений никуда не деться, особенно на этапе автоматизации звука, который может затянуться на долгое время. И тогда приходится разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе с ребенком.
Наглядно – методическое пособие по обучению грамоте может помочь в логопедической работе. Данное пособие, которое было сделано логопедом и воспитателями группы из картона и цветной бумаги, позволяет решить ряд несущих задач, стоящих перед учителем-логопедом и воспитателем. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии.
С помощью дидактического пособия можно решить следующие задачи:
- автоматизировать поставленные звуки;
- развивать фонетико-фонематическую сторону речи детей;
- обучать чтению слогов и слов;
- формировать грамматический строй речи;
- обогащать словарный запас.
Варианты игр
1. Цель: развитие фонематического слуха, автоматизировать звук [c]. Картинный материал: картинки с разными звуками.
Ход игры: выбрать картинки, в названиях которых есть звук [с].
2. Цель: учить детей дифференцировать звуки [с – з].
Картинный материал: картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: на шариках размещены буквы, обозначающие звуки. Детям нужно найти среди картинок, картинки в которых есть заданные звуки, и разместить их в соответствующий шарик.
3. Цель: учить детей определять количество слогов в слове.
Картинный материал: картинки с разной слоговой структурой.
Ход игры: На каждой лесенке находятся схемы или цифры, обозначающие один слог, два слога, три слога. Детям предлагается сосчитать количество слогов в слове и поместить картинки на соответствующую лесенку.
4. Игра «Дом»
Цель: учить подбирать слова и картинки со звуком [р].
Давайте представим, что мы строители, и будем строить домик за городом. Стены уже готовы, остается добавить детали-части дома, в названии которых должен быть звук [р]. Произносить слова нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Какие части дома имеют в своем названии звук [р]? (крыша, труба, дверь, ручка, рама, крыльцо, порог, чердак)А из какого материала будет построен наш дом? (из дерева или кирпича)А если он будет из кирпича, то в какой цвет покрасим его? (в серый или красный, оранжевый или розовый), а уголки дома или орнамент на боковой стене можно сделать коричневого цвета). Какая мебель и другие предметы, необходимы для жизни людей, которые могли бы находиться внутри дома, в комнатах? (сервант, кровать, кресло, радиоприемник, телевизор, картина, торшер, компьютер). А что еще есть возле дома? (забор). А что за забором? (деревья и кустарники: рябина, черемуха, смородина, крыжовник, сирень). А еще есть клумба с цветами ( розы, ромашки, астры, настурции, ). В каких словах звук [р] твердый, а в каких мягкий? Вот мы и построили за городом дом.
Педагоги старшей группы «Д»:
Кашарова Е.А
Николаева Л.Н.
Наумова А.А.