ОТ МОДЕЛИ К РАССКАЗУ

25.03.2015 11:47

Попробуйте-ка составить рассказ без плана. Не у всех получится.

    В нашей группе дети, у которых как раз не получается. Не выстраивается план, а если и выстраивается, то не удерживается в голове - сопутствующих трудностей  слишком много. Надо не только помнить тему рассказа и план, но и следить за тем, чтобы все буквы и слова правильно произносились, а речь звучала плавно и внятно. Это  трудно, вот план и забывается.

     В этом случае хороший помощник - модель - зрительный образ  плана.

     Планы-модели бывают разные.    

     Мы начинаем с самого простого:

Серии картинок с постепенно развёртывающимся сюжетом. Затем появляются  «опорные модели» - то, о чём нужно обязательно сказать. Следующий шаг – составление рассказа по картине. Наконец, рассказ по готовой схеме (модели), создание собственных моделей и венец дела - творческий свободный рассказ на заданную тему.

     В этом порядке происходит постепенное убывание вспомогательных средств, обеспечивающих последовательное логическое развёрнутое рассказывание. Сначала это сюжетные картинки, описание содержания которых дает динамику повествования. Затем,  когда ребёнок начинает выделять главную линию развития сюжета, но, или загромождает свой рассказ ненужными деталями, или, напротив, упускает существенные детали, даем ему для составления рассказа, опорную схему. Это может быть сочетание: и картинки, и опорной схемы (модели). Как дополнение друг   к   другу.

     Составление рассказа по картине более сложный вид рассказывания для наших детей, так как сама картина лишена динамики событий, их нужно домыслить, придумать. Но всё же есть зрительный образ, помогающий рассказыванию.

  В рассказе по  моделированию (схеме), творческом рассказе нет текстового и событийного зрительного образца. В этом случае я предлагаю использовать вариант  «быстрой записи», используя под схемой  условные обозначения (точка, галочка, плюс, минус…). Это является для ребёнка контролем, возможностью отследить в конце рассказа: обо всём  ли он рассказал или же что-то пропустил. Самоконтроль побуждает его самостоятельно сделать исправления и дополнения.

Эффективность использования плана-моделирования пробуждает в детях интерес  к  рассказыванию, потому что им легко и интересно это делать.

Норцева И.В., учитель-логопед