Патриотическое воспитание и коррекция речи детей средствами произведений сибирских авторов
В последнее время возрастают запросы родителей на предоставление образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Это связано, в первую очередь с тем, что число таких детей и детей-инвалидов, неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивала бы условия и равные с обычными детьми возможности для воспитания и обучения, социальной адаптации.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), представленной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым инклюзивному образованию отводится особая роль: « Новая школа – это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов. Будут учитываться возрастные особенности детей, по-разному организовано обучение в начальной, основной и старшей ступени».
При этом развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от сложившейся системы специального образования.
Создание такой новой школы ставит перед педагогами, в том и числе и дошкольными, задачу изменения привычных, складывающихся десятками лет представлений о формах и содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2009 году в нормативно–правовом обеспечении системы дошкольного образования в России произошли серьёзные изменения. Были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых обозначено, что «основные образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе». На современном этапе содержание образования должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности».
Для реализации этой задачи педагогическим работникам необходимо разработать эффективную систему по воспитанию нравственных качеств, усвоению этических норм, и патриотическому воспитанию дошкольников.
Актуальность проблемы патриотического воспитания в том, что данный процесс необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
В рамках решения этой проблемы возникла необходимость поиска новых подходов к решению задач успешной коррекции нарушений речи.
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, может служить средством коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста нашего детского сада, проводимая по методике Волковой Г. А. в сентябре 2010 года, показала, что низкий уровень речевого развития у 39% детей, среднему уровню соответствуют 50% и только 11% детей находятся на высоком уровне речевого развития. При общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование каждого из компонентов речевой системы. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной сторон речи, несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей с общим недоразвитием речи сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Для выявления уровня сформированности патриотических представлений нами был разработан опросник, вопросы которого легли в основу бесед с детьми.
Низкий уровень сформированности патриотических представлений у 61 % детей, средний у 39%, высокого уровня нет ни у одного ребёнка.
Необходимо отметить, что многие дети не знают названия нашей страны, затрудняются назвать свой адрес и улицу, на которой живут, не знают названия реки, протекающей по нашему городу. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи путают понятия «город» и «страна», «река» и «озеро». В результате нарушения фонетической стороны речи дети испытывают затруднения в назывании и правильном употреблении слов. Они не знают природных особенностей родного края, не могут назвать достопримечательности и исторические места родного города.
Поэтому перед нами встали следующие задачи:
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- обучение лексико–грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;
- развитие диалогической речи;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значения символики;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения семьи, города.
Действенным средством для решения поставленных задач является художественная литература. Художественная литература позволяет ребёнку проникнуть в мир чувств героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами, побуждает к установлению причинно-следственных связей, позволяет узнать о неизвестном, учит восхищаться добрыми поступками т. д. В тоже время необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности.
Мы разработали систему коррекционно – развивающих занятий по воспитанию патриотических чувств и развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи через чтение произведений сибирских авторов.
В основу этой работы легли базовые положения логопедии:
- о характере речевого и психофизического развития детей с речевой патологией Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой и др.;
– о процессе формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи В.П. Глухова (особенности связной монологической речи детей с речевыми нарушениями, содержание и методические приёмы коррекционной работы с такими детьми).
Для этого мы использовали произведения сибирских авторов Марка Сергеева, Валентина Распутина, Михаила Трофимова, Светланы Волковой и других. Эти люди хорошо знают Сибирь, её природу и животный мир. Их произведения захватывают различные стороны психики ребёнка: воображение, чувства, волю, развивают сознание и самосознание, формируют мировоззрение.
В системе работы использовались произведения усольских авторов О. Чуйкиной, В. Астапенко, которые воспевают любовь к своему городу, уважение к людям труда.
При подборе произведений особое внимание обращали на познавательность содержания, доступность лексического и грамматического материала текста.
Нами подобраны художественные произведения по лексическим темам, кроме того, определены разные виды речевой деятельности. Например, при изучении темы «Грибы, ягоды» дети пересказывали с изменением главных действующих лиц рассказ «Ягоды» В. Распутина, а стихотворение «Кедровка» М. Сергеева заучивали с элементами драматизации, когда шла лексическая тема «Птицы сибирской тайги».
При работе над художественными произведениями много внимания уделяли пополнению и активизации словаря. Тем более, что сами произведения служат прекрасным материалом для работы над лексической стороной слова.
Работа по развитию словаря осуществлялась в основном в процессе разбора текста. Знакомясь с произведениями сибирских авторов, развивали и совершенствовали навыки образования и употребления грамматических форм. Учились правильно строить предложение, синтаксически грамотно оформлять его. Так, занятие по отгадыванию авторских загадок Марка Сергеева позволило более углублённо поработать над сложноподчинёнными предложениями, ведь чтобы объяснить и доказать свою точку зрения просто необходимо было пользоваться в речи таким видом предложений.
Кроме того, самобытный, оригинальный язык произведений, таких как сказка «Лиса и выдра», повесть В. Астапенко «Стёпка Буркин» позволили организовать работу над диалогом, поработать над интонацией, эмоциональной окраской текста. Поэтому мы использовали игры – драматизации, рассказывание по ролям, ведь театрализация текста помогает дошкольникам осмыслить ситуацию, наполнить её действием, слово приобретает конкретное содержание, обогащается словарный запас ребёнка, развивается связная речь и то же время формируется эмоциональное отношение к происходящему.
Таким образом, воспитание патриотических чувств, осуществлялось в сочетании с другими задачами (задачами по развитию связной речи, грамматического строя, обогащения и активизации словаря).
Диагностика, проведённая в мае 20011 года показала, что уровень речевого развития изменился. Низкий уровень отмечен у 17%, средний уровень у 45%, высокий уровень у 38% воспитанников.
В ходе целенаправленного комплексного обучения дети овладели языковыми средствами и речевыми навыками построения связного развёрнутового высказывания. У большинства из них сформирован навык пересказа, составления рассказа по аналогии. Значительно увеличился активный словарь. Дети научились отбирать необходимые языковые средства и правильно употреблять их в своей речи.
Изменился уровень патриотических представлений детей. Об этом свидетельствуют результаты диагностики (май 2011 года): низкий уровень у 22% детей, средний уровень у 44%, высокий у 33%. Дети без труда называли страну, в которой живут, свой
города и его достопримечательности, живо эмоционально вступали в диалог.
Высокая заинтересованность ребят на занятиях и продуктивность их деятельности свидетельствовали об интересе к художественным произведениям к явлениям родной культуры, сюжетам сказок.
Проведённая нами коррекционно-развивающая работа позволяет сделать вывод о том, что задачи патриотического воспитания и развития речи необходимо решать комплексно и художественная литература занимает в этом процессе одно из главных мест.
Такое педагогическое воздействие обеспечивает высокий уровень развития речи, а значит и более лёгкую степень адаптации к школьной жизни дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
учитель-логопед Пыжова И. О.