Произношение детей среднего дошкольного возраста

16.01.2015 10:36

Произношение детей среднего дошкольного возраста

 

В среднем дошкольном возрасте, к 4 - 4,5 годам, почти исчезает общая картина смягчения речи – она наблюдается лишь у немногих детей. У большинства детей появляются шипящие звуки; сначала они произносятся нечисто, но постепенно дети ими вполне овладевают. Очень характерна для этого возраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, даже в одном и том же слове. В одном звукосочетании ребёнок звуком уже владеет, в другом ещё нет: «мальцик» – и тут же говорит «часы».

Интересное явление отмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда они переходят к правильному произношению звуков ш, ж и звука р. ребёнок начинает непомерно часто пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях: горубой – голубой, шад – сад, жонтик – зонтик и т.п. обычно эта замена не случайна. Ребёнок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями недостававшего у ребёнка звука. Если вместо р он произносил л, то теперь он делает обратную замену, не сразу ориентируясь, где она нужна, а где неуместна (рошадь).

Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносит звук р, но владеть им прочно многие ещё не умеют. Пропуск звука р в слове отмечается редко, большей частью он заменяется звуками л, ль, й. Словопроизношение детей в 4 – 5 лет становится чище, в меньшей степени встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов.

Литература:

В.И. Городилова, Е.И. Радина Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста.

Рудакова С.В., учитель-логопед