Зачем родителям играть?
Зачем родителям играть?
Игра - вещь полезная,
игра со взрослыми - вещь очень полезная,
игра с родителями - вещь особенно полезная.
О значении игры в дошкольном возрасте и психологи, и педагоги говорят много.
Но удовлетворяется ли потребность ребенка в игре? Есть ли у него время для свободной и самостоятельной игры? Есть ли партнеры для совместной деятельности? К сожалению, многие родители считают игру простой забавой, считают, что на неё можно не обращать внимания, а ведь даже в «Конвенции о правах ребенка» (1989г.) и в «Семейном кодексе» (2001г.) есть статьи, посвященные игре. И одна из них звучит так: «Ребенок имеет право на совместную деятельность с родителями».
Спросите себя: «Часто ли я играю со своим ребенком?», «Почему надо играть с детьми?». Потому что именно в игре ребенок учится ориентироваться в различных видах деятельности, осваивать социальные нормы.
Игра – это огромное, светлое
окно, через которое в духовный
мир ребёнка вливается живи-
тельный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
В. А . Сухомлинский
Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка - игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период - через игру. Этим ребенок и занимается практически все время свободное от сна.
Период важный и очень продуктивный, это возможность развиваться, знакомиться с взрослым миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи.
Как легче объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо»? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре.
Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребёнка времяпрепровождению. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребёнком, то он, скорее всего, предпочтет последнее.
Но и для взрослых игра имеет важное значение. Проводя время вместе с ребёнком, играя с ним, взрослый тем самым находится на территории его интересов, проблем, лучше понимает собственного ребенка, замечает отличительные стороны своего малыша, как положительные, так и отрицательные.
Вот несколько советов как играть с детьми
Совет первый:
Ежедневно выделять время для игр с ребёнком. Иногда достаточно 15-20 минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!
Совет второй:
Игры должны быть повторяющимися. Ребёнок должен видеть, чему он научился, и понимать, чему он ещё только научится.
Совет третий:
В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребёнок должен бороться. Дети, которые соревновались между собой, как отмечают исследователи, гораздо дружелюбнее. Дело в том, что у ребёнка каждый день накапливается определённый уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В игре-соревновании происходит её сброс. Позиция «Слабо!» - как вызов стимулирует деятельность малыша. Важно только соотносить вызов и возможности ребёнка. И ещё нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен всё время выигрывать. Ребёнку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.
Совет четвертый:
Не играйте, во что попало, лишь бы поиграть. Пусть ваши игры постепенно усложняются. Например, сначала научите ребёнка играть в детское лото, затем в домино, шашки и т. д.
Совет пятый:
Создайте свою домашнюю систему игр с ребёнком. Распределите игры между домочадцами. В одни пусть играет папа, в другие - мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьёй.
материал подготовила Пыжова И.О. (учитель-логопед)
Используемая литература :
1. Калинченко.А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. Москав, 2004. – 12 с.
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком. Москва, 2012. – 176 с.
3. Миленко В. М. Право на игру.//Игра и дети. – 2004. - №3. – с.14-15